Блог

Витражи в технике Тиффани

Техника «Тиффани» на сегодняшний день занимает самое почётное место среди различных техник изготовления художественных витражей.
Она пользуется заслуженной любовью дизайнеров и ценителей витражей из стекла по всему миру. Изобретателем этой техники, чьим именем она и названа, стал прославленный американский художник Луис Комфорт Тиффани, активно работавший в последней трети 19-го и в начале 20-го столетия.
Сын успешного ювелира и миллионера, блестящий декоратор и удачливый бизнесмен, Тиффани стал одним из самых модных и талантливейших дизайнеров своей эпохи, славу которому в первую очередь принесли его декоративные изделия из цветного стекла. С его именем связывают развитие зародившейся тогда новой утончённой эстетики, способной выразить вкусы американской элиты и ее тягу к роскоши. Эта новая эстетика, этот особый стиль, ставший в один ряд с великими стилями прошлого, получил название «Ар Нуво», или, в привычном всем нам звучании, «Модерн».
С заслугами Тиффани-художника могут соперничать только его достижения как технолога. В ряду многих блестящих технологических находок гению Тиффани принадлежит изобретение способа варки художественного стекла, окрашенного в своей массе множеством тончайших цветных переливов и оттенков. До этого изобретения в художественных витражах применялись стёкла, окрашенные, по преимуществу, в какой-то один цвет, либо живописный эффект достигался росписью. Лицом компании «Тиффани», её излюбленным фирменным приёмом, стало создание витража из стёкол различных сложных оттенков в сочетании с принципиально новой технологией сборки на медную фольгу.
Технология изготовления витражей «Тиффани»
Истоки новой техники сборки стекла восходят к старым свинцовым витражам средневековой Европы. В витражах со свинцовой пайкой отдельные стёкла скреплялись толстыми жгутами свинца. Затем небольшие витражные панели крепились на железной раме, заполняя просвет. Это имело свои конструктивные преимущества, но сильно ограничивало изобразительные возможности витража. Ведь изображения были привязаны к толстому свинцовому контуру, что неизбежно приводило к некоей условности в расположении отдельных деталей и фигур.
Новшество в технологии сборки витража, найденное Тиффани, позволило создавать полотна из небывалого количества различных составных частей, а контуры изображений сделать много тоньше. Это позволило добиться эффекта живописного полотна, усиленного тонкой графикой. Пайка, создающая графику витража и скрепляющая детали между собой, чётко разграничивала цветовые участки, не нарушая при этом целостности изображения.
Основная суть технологии осталась неизменной со дня её изобретения и по сей день. Сегодня в создании витражей Тиффани применяются специальные материалы и инструменты, а также дорогостоящее художественное стекло, которое изготавливают и поставляют из различных уголков мира в широком ассортименте. Для каждого витража подбирается своя гамма, состоящая из нескольких видов и цветов художественного стекла. Немаловажную роль в подборе стекла играет фактура его поверхности, которая может быть достаточно выразительной, или, наоборот, очень нежной и тонкой.
При сборке витража в технике «Тиффани» каждая деталь вырезается по рисунку и обтачивается на специальных станках. Будучи точно подогнано по контуру рисунка и плотно приточено ко всем соседним с ним деталям, стекло оборачивается по торцевой части тонкой медной лентой, имеющей клейкий слой с одной стороны. После того, как все детали составлены вместе, витраж пропаивается оловянным сплавом, которое связывает все кусочки в единое полотно. Затем поверхность олова покрывается патиной и превращается из серебристой в матово-чёрную. Таким образом, витраж обретает законченный вид.
Особенности витражей «Тиффани»
Тонкая контурная графика, связывающая в единое целое все детали, играет важную графическую роль, выделяя и подчёркивая красоту каждой детали и всего витража в целом, разграничивая отдельные цветовые нюансы, не давая стёклам близким по цвету сливаться в единое целое. Качественная сборка витража в технике «Тиффани» позволяет сделать витражное полотно даже более прочным и упругим, чем цельный лист стекла.
Техника «Тиффани» является самой эффектной для визуального восприятия художественного витража, но она также и одна из самых трудоёмких техник в витражном деле. Её живописные и графические возможности, а также широчайший спектр применения как в малых, практически ювелирных, так и в масштабных монументальных формах, сделали её самой востребованной витражной техникой на сегодняшний день.